ЗАЗ-1102 “Таврия” — это советский и украинский автомобиль особо малого класса с кузовом типа хэтчбек, первый переднеприводной легковой автомобиль Запорожского автомобилестроительного завода. Этот автомобиль выпускался с 1987 по 2008 год в разных модификациях и комплектациях. Автомобиль имел современный и оригинальный дизайн, экономичный и надежный двигатель, просторный салон и багажник, а также хорошую маневренность и управляемость.
Год выпуска
Первый прототип ЗАЗ-1102 был создан в 1985 году на базе модели ЗАЗ-968М. Серийное производство планировалось начать в 1986 году, но было отложено из-за различных проблем на заводе и в стране. В 1987 году производство было возобновлено, и первые серийные автомобили появились на рынке. В 1991 году автомобиль получил новое название “Таврия” в честь исторического региона Таврида. В 1998 году автомобиль был модернизирован и получил индекс ЗАЗ-1102 “Таврия-Нова”. В 2008 году производство ЗАЗ-1102 было прекращено и заменено на новую модель ЗАЗ-1103 “Славута”.
Внешний вид
ЗАЗ-1102 имеет кузов типа “хэтчбек” с тремя дверями, пятью местами и большим багажником. Кузов выполнен из стали и окрашен в разные цвета. Форма кузова отличается от предыдущих моделей ЗАЗ более современным и оригинальным дизайном. Фары круглые, решетка радиатора широкая, бамперы пластиковые. Задние фонари горизонтальные, номерной знак расположен на крышке багажника. Багажник имеет большой люк для загрузки и выгрузки груза.
Салон
Салон ЗАЗ-1102 более просторный и комфортный, чем у предыдущих моделей ЗАЗ. Панель приборов имеет аналоговые приборы: спидометр, тахометр, индикатор топлива, температуры и заряда батареи.
Руль двухспицевый, регулируемый по высоте. Сиденья передние регулируемые по длине и наклону спинки, обтянуты тканью или кожзамом. Задние сиденья складываются для увеличения объема багажника. В салоне есть прикуриватель, зеркало заднего вида, подголовники, подлокотники, замки на дверях.
Технические характеристики
Описание | Значение |
Двигатель | Бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, с верхним распределительным валом (OHC) |
Объем двигателя | 1,1; 1,2 или 1,3 литра |
Мощность двигателя | 45; 58 или 70 лошадиных сил |
Крутящий момент двигателя | 67; 90 или 101 Нм |
Трансмиссия | Механическая, пятиступенчатая |
Привод | Передний |
Габариты | Длина — 3900 мм, ширина — 1600 мм, высота — 1400 мм |
Вес | Снаряженный — 850 кг, полный — 1250 кг |
Вместимость | Пять человек |
Объем багажника | 300 литров (800 литров при сложенных задних сиденьях) |
Объем топливного бака | 40 литров |
Подвеска | Передняя — независимая, пружинная; задняя — полузависимая, торсионная |
Максимальная скорость | 148; 151 или 160 км/ч в зависимости от двигателя |
Расход топлива | 6; 6,5 или 7 литров на 100 км по трассе; 8; 8,5 или 9 литров на 100 км в городе в зависимости от двигателя |
Другие особенности | Передний воздушный двигатель с жидкостным охлаждением; передний вентилятор для принудительной циркуляции воздуха; наличие радиатора и системы охлаждения |
Безопасность
ЗАЗ-1102 имеет средний уровень безопасности по сравнению с другими автомобилями своего времени. В автомобиле есть подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, а также ремни безопасности на всех сиденьях. Кузов автомобиля имеет зоны деформации и усиленные дверные стойки. Тормозная система эффективна при высоких скоростях и на мокрой дороге. Однако автомобиль не имеет других систем защиты и предотвращения аварий, таких как ABS, ESP или EBD.
Комплектации
ЗАЗ-1102 выпускался в разных комплектациях со следующим набором опций:
- Стандарт: двигатель объемом 1,1 или 1,2 литра с карбюратором; пятиступенчатая коробка передач; стальные диски колес; диагональные шины; одноцветная окраска кузова; тканевый салон; радиоприемник.
- Люкс: двигатель объемом 1,1; 1,2 или 1,3 литра с карбюратором или инжектором; пятиступенчатая коробка передач; легкосплавные диски колес; радиальные шины; двухцветная окраска кузова; кожзаменительный салон; кондиционер; электростеклоподъемники; центральный замок.
Конкурентные преимущества и недостатки
ЗАЗ-1102 имеет ряд конкурентных преимуществ и недостатков по сравнению с другими автомобилями своего класса и времени выпуска. Среди преимуществ можно выделить:
- Доступность и экономичность. ЗАЗ-1102 был одним из самых дешевых и распространенных автомобилей в СССР и Украине. Его стоимость составляла от 5000 до 10000 гривен (от 1000 до 2000 долларов), что было доступно для большинства граждан. Автомобиль имел низкий расход топлива по сравнению с другими автомобилями. Расход составлял от 6 до 9 литров на 100 км в зависимости от режима езды и состояния двигателя.
- Простота и надежность. ЗАЗ-1102 имел простую и качественную конструкцию, которая не требовала сложного оборудования или специальных навыков для ремонта или технического обслуживания. Автомобиль легко поддавался доработкам и модификациям по вкусу владельца. Ресурс двигателя составлял до 150 тысяч километров без капитального ремонта.
Среди недостатков можно назвать:
- Устаревший и неудачный дизайн. ЗАЗ-1102 имел устаревший и неудачный дизайн, который не соответствовал моде и трендам. Форма кузова не гармонична и не пропорциональна. Цвета кузова скучные и однообразные. Образ автомобиля неэлегантный и не престижный.
- Низкая комфортабельность и динамика. ЗАЗ-1102 имел низкую комфортабельность и динамику по сравнению с современными автомобилями. Салон автомобиля маленький и тесный для пассажиров. Панель приборов устарела и неинформативна. Руль жесткий и тяжелый. Сиденья жесткие и неудобные. Багажник маленький и нефункциональный. Двигатель слабый и шумный. Максимальная скорость низкая и достигается с трудом.